Маша (my_france) wrote,
Маша
my_france

"в фотографии маленький предмет может породить значительный сюжет. и деталь станет лейтмотивом."

я как-то совсем забыла написать, что выставка Говарда Гринберга (Howard Greenberg) проходит в здании Фонда Анри Картье-Брессона (Henri Cartier-Bresson (1908-2004), а про этого человека разговор особый. Он официально считается отцом фоторепортажа и фото-журналистики, одним из самых выдающихся фотографов XX века, да и человек он был, судя по всему, замечательный!

История появления фамилии и рождения будущего таланта началась с породнения семьи производителей хлопковой нити Брессонов (Bresson) с семьей крестьян Картье (Cartier). Я, конечно, попыталась выяснить потенциальную возможность родственных взаимоотношений с тем самым Картье!! (для антуража, так сказать) но увы и ах...нет. Так вот, легенда гласит, что волею случая два брата Картье-крестьян женились на двух сестрах Брессон-фабрикантов и вошли, так сказать, в долю. Зная существующую (по сей день!!!) ментальность как малой, так и крупной буржуазии (сын булочника ни-ни с дочкой нотариуса ...только, если с женой землевладельца), могу лишь сказать, что папаша Брессон был очень продвинутым и исключительной души человеком!
И вот, в новоявленной семье родился первенец! В детстве мальчику пытались привить любовь к музыке, но безуспешно, зато, под влиянием дяди, в нем проснулась любовь к живописи. Он учился у Андре Лота (Andre Lhote), который пытался соединить кубизм с классикой, так что будущему дарованию было не чуждо смешение стилей и инновационный подход! К тому же, он читал Фрейда и Маркса....но с появлением в 1924 году такого течения как сюрреализм (повлиявшего на фотографию, в том числе - переверни все вверх-ногами, и объясни обычные вещи на свой манер!), его мысли устремились к фотографии.
После неудачного адюльтера, опасной для здоровья поездкой в Африку, он увидел фотографию обнаженных негритят на берегу озера (венгерский фотограф Martin Munkacsi), что, по словам его биографов, отвратило его от живописи и вдохновило на жизненный выбор в пользу фотографии. Он понял, что "фотограф может превратить момент в вечность", купил Лейку. ....и понеслось!!!....он закрасил блестящие части своего фотоаппарата, чтобы слиться с толпой....(сейчас-то народ с телевиками ходит!! и уж точно лейблы не закрашивает!)...
Он фотографирует во многих городах Европы, по непонятной причине, вначале обходя историческую Родину....Он встречает польского интеллектуального фотографа David Szymin (он же David Seymour) и венгерского профессионального фотографа Endre Friedman (он же Robert Capa), который советует ему засунуть сюрреализм....не фокусироваться на сюрреализме, а переметнуться в фотореализм - стать фотожурналистом (1934). "Don't fidget! Get moving!" - (не суетись и не метайся! иди вперед! перев.автора)

Он выставляется в Нью-Йорке, получает ангажемент на съемку в Harper's Bazaar, но не понимает, что делать с моделями (все-таки, он из приличной семьи), и фотографирует коронацию короля Георга VI (вот согласна, что проще, чем с моделями!!), что становится его первой опубликованной фото-журналистской съемкой (1939).

В 1947 совместно с сотоварищами была основана компания Magnum Photos, чья идея заключалась в "feel the pulse" ("почувствуй пульс"). А Картье-Брессон получает всемирное признание своим репортажем похорон Ганди в 1948 году и хроник гражданской войны в Китае.

В 1952 году Картье-Брессон публикует свою первую книгу фотографий, которая во французском варианте называлась "Фотографии на скорую руку" (Images a la sauvette, также "подсмотренные фотографии"), а в английской версии "Решающие моменты" ( Decisive moments). Обложку создает Анри Матисс. Эпиграфом становятся слова Жана Франсуа Пола де Гонди, кардинала Ретца (1613-1679) "в этом мире нет ничего, чтобы не имело бы своего решающего момента" (в наше время эти слова, в первую очередь, ассоциируются с самим фотографом).

"Фотография отличается от картины. Момент, когда вы фотографируете, это творящее мгновенье. Ваш глаз должен увидеть композицию или выражение, которое вам предлагает жизнь, а ваша интуиция должна подсказать, когда нажать на кнопку. И это тот самый момент, когда фотограф становится создателем. Момент! если вы его упустили, то у вас не будет второго шанса."

Первая выставка фоторабот прошла в Лувре в 1955 году. Он много путешествует. Разводиться в 1967 году. Жениться в 1970 и перестает фотографировать.
" Все, что меня волнует сегодня это живопись - фотография была лишь путь к рисунку, некая попытка запечатлеть момент".
Круг замкнулся....

Он фотографировал значительные исторические моменты (гражданская война в Испании, освобождение Парижа в 1944 году, студенческие волнения в 1968 году, падение Берлинской стены и т.д.. Он создал портреты Матисса, Камю, Джакометти и Пикассо, но более известны его фотографии повседневной жизни - моментов, которые не возвращаются.

Он всегда отдавал предпочтение камере Leica 35mm, не использовал вспышку (считал это неприличным вмешательством), не кадрировал,  всегда использовал ч/б, практически никогда не занимался печатью сам, тестировал новые фотоаппараты, снимая уточек в садах, и не любил фотографироваться.

"Постоянные открытия в области химии и оптики значительно расширяют наше поле  деятельности. А использование этих новинок для улучшения нашей технической базы и нас самих,  остается на наше усмотрение, хотя есть те, которые становятся фетишистами всякого рода технических инноваций. Техника важна только в той степени, чтобы овладеть ей и согласовать с тем, что вы видите....Фотоаппарат для нас есть инструмент, а не только техническая игрушка. В четком функционировании данного механического объекта возможно присутствует бессознательная компенсация тревоги и неуверенности ежедневных стараний. В любом случае, люди слишком много думают о технике и недостаточно о том, что видят."

Tags: henri cartier-bresson, имена, легкое окультуривание, музеи, фотографы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments