Маша (my_france) wrote,
Маша
my_france

le Roi des ciels....Король Небес....

"Je dois tout a Boudin" Claude Monet
"Я всем обязан Будану" Клод Моне


В прошлое воскресенье мы, согласно обычаю и несмотря на отвратительную погоду в лучших традициях "не ждали", длиннющую очередь, да и кафе закрыли прямо перед носом, посетили выставку Эжена Будана в музее Жакмар-Андре  (Musee Jacquemart-Andre -  http://my-france.livejournal.com/6689.html)  ...мне было безумно интересно, т.к., несмотря на мою любовь к импрессионизму и "около того", я, оказывается, много чего упустила...

С 1899 года (т.е. спустя год после смерти художника) ни в одном из музеев Парижа не проводились ретроспективные выставки Эжена Будана (Eugene Boudin 1824 - 1898). В этом году Музей Жакмар-Андре представил выставку, включающую 65 шедевров Мастера, из которых 36 никогда не выставлялись во Франции.

Прежде всего, Эжен Будан известен своими морскими и пляжными пейзажами - он был первым, кто вышел на пленэр и отразил в своих работах ускользающие мгновения изменчивого морского пейзажа. Работая на натуре, он запечатлевал сиюминутные капризы атмосферных явлений, что придает его творениями ощущение проживаемого сейчас момента жизни, и отображал движение природы в изысканной гармонии оттенков и полутонов. Истинный "Король Небес", Эжен Будан мог передать совершенство гармонии атмосферы моря, света, облаков и волн.

Несмотря на сомнения, непостоянство признания и слабое здоровье, Эжен Будан всегда оставался верен себе и выбранному пути и умел передать волшебство момента, которое он переживал, в своих работах, в которых он находится в постоянном поиске света, который он начал в своем родном Онфлере, и продолжал всю свою жизнь, включая включая свое последнее путешествие в Венецию.
"жизнь есть не более чем страстное созерцание морского горизонта, заполненного наползающими облаками".

Он родился в небольшом городке Онфлер, что в Нормандии (Honfler, Normandy), вскоре семья переехала в Гавр (Le Havre), где он повстречал Констан Тройона (Constant Troyon) и Жан-Франсуа Милле (Jean-Francois Millet), и, впечатленный их работами, Эжен Будан начинает рисовать.


Вначале он копирует работы выдающихся мастеров, но любовь к родному краю, заставляет его выйти на природу, и, вдохновленный Камилем Коро (Camille Corot) и Барбизонской Школой (l'Ecole de Barbizon), он интересуется "простой красотой природы".

"Коровы, как сюжет, отражающий современность"
Вдохновленный Констан Тройоном, Художник в течение всей своей жизни создал многочисленные пейзажи с коровами. Играя с этим, практически анекдотическим сюжетом, он ищет способы самовыражения и свободы в этом самом самовыражении.

В своих картинах он находит технику и виденье, которые вдохновили импрессионистов, в целом, и его друга Клода Монэ, в частности. С молодым Клодом Моне (Claude Monet), а также, с Густавом Курбе (Gustave Courbet), Будан знакомится на ферме Сант-Симеон (Saint-Simeon), где проводили время многие начинающие художники.

"Довилль"
Герцог де Морни (Le Duc de Morny), сводный брат Наполеона III, влюбляется в простор песчаных пляжей Нормандии, во время своего визита в Трувилль (Trouville). Вместе с архитектором Бреней (Breney) и банкиром Донон (Donon), он трансформирует близлежащие болота Довилля (Deauville) в бальнеологический курорт, окруженный роскошными виллами, и украшенный, в придачу, ипподромом и казино. Вкупе с подведенной железной дорогой, это "королевство элегантности" привлекает всю аристократию и крупную буржуазию Второй Империи.

Эжен Будан становится художником элегантности в роскошных платьях и многоцветных зонтиках. Как и большинство зевак, собирающихся в воскресенье, чтобы поглядеть на высшее парижское общество на курорте, художник наблюдает за разворачивающейся перед ним картиной, но наблюдает внимательно. И взгляд его отличается от его предшественников "парадного портрета", он не воспевает и не приукрашивает свою эпоху, а отражает ее реальность, не стесняясь добавлять в свои произведения такие тривиальные детали, как кабинки для переодевания, уличные фонари и т.д.


Будучи, по природе своей, человеком оригинальным и смелым, он создавал свои произведения зачастую без определенного сюжетного уточнения, оставляя их слегка незаконченными, как бы в состоянии эскиза, рискуя тем самым ввести в заблуждение, как критиков, так и публику. Но именно это передает нам тот самый "погодный эффект", ту самую "эфемерность эмоции". А Эжен Будан становится тем самым, глашатаем "современности", как ее определил французский поэт и критик Шарль Бодлер (Charles Baudelaire): "современность - это переходный период, ускользающий момент, часть которого отражается в искусстве, а другая часть остается неизменной в вечности".

Современники Будана не оценили его "пляжных сцен", и, в течение всей своей жизни, Художник оставался для современников "морским пейзажистом", и, лишь после его смерти, эти "сцены" увековечили его имя.

Между небом и морем, "метеорологические красоты"
После Салона 1859 года, где выставлялся Эжен Будан, французский поэт Шарль Бодлер с энтузиазмом констатировал, что талант Будана позволил тому точно передать эфемерную красоту изменчивости погоды, особенно в его пастельных работах, которые он назвал "метеорологические красоты".
Эти "метеорологические красоты" сам Бодлер открыл для себя недалеко от Онфлера, где и работал Будан, и написал о его поисках в полотнах, следующее: "нырнуть в полноту синевы неба. почувствовать изысканность облаков. отвести эти стихии вдаль, подернув их дымкой, и оттенить лазурь моря".

Этот поиск красоты, мимолетность момента и ее увековечивание в художественном образе, нашло отражение в образе поэтическом, что вдохновило Бодлера на следующие строки: "все эти облака фантастических форм и света, уходящие в хаотический сумрак, вся эта необъятность оттенков зеленого и розового, перемешанных или оттеняющих друг друга, все эти небесные иссиня-черные своды, измятые, свернутые или изорванные, все горизонты, одетые в траур или сверкающие подобно расплавленному металлу, вся эта глубина и все это сияние, проникают в меня воздействием, схожим с воздействием хмельного напитка или красноречием опиума."

В своих пастельных работах Эжен Будан следовал четкой схеме указания даты, времени и направления ветра. Правда, в окончательных вариантах, в результате работы в студии, художник оставлял лишь цвета, переносимые с пастели, но как писал Бодлер: "если Вам вдруг захочется ознакомиться с красотой природных явлений, то вы с легкостью сможете увидеть с какой точностью Мсье Будан передал свои наблюдения в своих работах. И, не прибегая к дополнительной информации, Вы сможете угадать сезон, время суток и направление ветра."

Увлекшись в 1860х "пляжными сценами", Эжен Будан никогда не оставлял и морские пейзажи. И, в этом жанре, у него было много поклонников, в том числе и русский писатель Тургенев. Его полотна попадают в поле зрения и интереса крупных коллекционеров, таких, как Ошеде (Hoschede - известный предприниматель и коллекционер, чья жена, после его смерти, вышла замуж за Клода Моне, а ее дочь от брака с Ошеде вышла замуж за сына Моне от первого брака....такой вот Франковуд).

Но и в морских пейзажах, именно небо занимает основную часть картины, оставаясь ее лейтмотивом, передающим все нюансы, всю неуловимую палитру красок и ускользающие моменты. И, как про него напишет Дюма-сын "непревзойденный мастер небес". Этот его талант был признан и теми мастерами, которыми он, в свою очередь, восхищался, такими, как Коро. И, именно Коро первым назвал Эжена Будана "королем небес", и, которой подхватил Моне продолжая так называть Мастера и после.



Для того, чтобы создавать свои "морские пейзажи" с невероятными небесами, Эжен Будан работал на пленере, при постоянно меняющейся погоде и, нередко, в тяжелых погодных условиях. И, как он писал своему другу Фердинанду Мартину (Ferdinand Martin) : "Это всегда было моей мечтой - рисовать небеса..но художник предполагает, а небеса располагают. Да, а люди думают, что быть художником просто." Несмотря на все трудности, ничто не могло заставить его отказаться отсюжета, заставляющего "бежать за проплывающими лодками...преследовать убегающие облака с кисточкой в руках".

Конечно, он работал и с другими пейзажами, отправляясь в путешествия по Бретани (родине его супруги) или в Бордо - по приглашению друзей, и на юг Франции - по рекомендации врачей.


И он перебирается в Париж, где проводит зимнее время в работе в своей студии, но каждое лето он возвращался на родной берег Нормандии, где находился вплоть до осени, передавая в своих работах все нюансы меняющегося неба.

В 1895 году он отправился в свое последнее путешествие в Венецию, по следам Гварди (http://my-france.livejournal.com/7296.html), которого он обожествлял. Многие его современники отправлялись в Венецию, но Будан был уверен, что теплые оттенки их картин не передают характер города. И, прибыв в Венецию, он нашел то, что искал - "горизонт, окрашенный перламутром", именно то, что дает неповторимую вибрацию его портретам Венеции. Позже Будан писал: "моя поездка в Венецию была моей лебединой песней".

Он умер в Довиле, под тем самым небом, которое он воспевал всю свою жизнь.

p.s. получилось немного патетично...но "это был МОМЕНТ"....
Tags: eugene boudin, Париж. имена, выставки, музеи, музей Жакмар-Андре
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments